XIII Международный Евразийский форум такси открылся в Москве

Сегодня в столице России состоялся открывающийся XIII Международный Евразийский форум такси (МЕФТ-2025). Программа форума в основном сосредоточена на практических аспектах функционирования таксомоторного сектора, среди прочего была организована небольшая выставка автомобилей характерного желтого цвета с шашечками. Одним из наиболее интересных экспонатов стал электромобиль под названием Atom. Напоминаем, что на протяжении существования проекта сроки начала серийного производства неоднократно пересматривались, однако есть вероятность, что в этом году на заводе «Москвич» действительно начнется пробный выпуск. Как стало известно от наших источников, московский завод будет задействован в качестве партнера по контрактной сборке — «Кама», инициировавшая проект с привлечением средств от КАМАЗа, будет иметь собственный специальный инвестиционный контракт. По данным пресс-службы компании, реализация намеченных планов должна состояться до конца текущего года. Отметим, что без специального инвестиционного контракта запустить сборку на «Москвиче» не представляется возможным, поскольку с 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили увеличился в 20 раз, достигнув 667 400 рублей, что серьезно отражается на себестоимости машины. Как обстоят дела с подготовкой производственного процесса? Источники на стенде Atom рассказали, что в текущем году была собрана пробная партия из примерно 30 автомобилей, которую нельзя отнести ни к установочной, ни к приладочной. Особенностью сборки стало использование оригинального кондуктора для предварительной сварки кузова. По предварительным данным, в следующем году планируется перейти на сварку на единой линии с моделями «Москвича», применяя собственный кондуктор, благодаря которому кузов будет принимать окончательные формы. По информации от АО «Кама», полная технология сборки уже утверждена. Во время выставки был показан функциональный макет, изготовленный с использованием альтернативных технологий, что видно по качеству соединений кузовных элементов, выполненных преимущественно из пластика. Двери, капот и багажное отделение были заблокированы, однако руль был функционирующим. Ранее планировалась версия такси без переднего пассажирского сидения, однако представлен был «Атом» с привычной компоновкой. Версия «Такси» по-прежнему находится в планах. Информации о планах по локализации производства автомобилем уклончиво. Из известного: шины будут от Pirelli, стекло - с Борского стекольного завода, а холодную штамповку в Татарстане осуществит компания «Соллерс». Скорее всего, сталь будет в российском производстве, как от «Северстали», так и от липецкого завода. Что касается батареи, производством займется «Рэнера» — дочерняя компания «Росатома», которая, как ожидается, уже в следующем году начнет делать высоковольтные элементы для Атома из ячеек, произведенных в России, с глубокой локализацией. Это крайне важно для получения статуса российского электромобиля и субсидий на утильсбор. В этом году для производителей электромобилей и последовательных гибридов действуют льготные условия по утилизации: для электрических моделей планка значительно ниже - всего около тысячи, и с наличием специального контракта правительство покрывает полностью утильсбор. Ключевой вопрос - локализация ячеек, так как на других этапах производства можно набрать до полутора тысячи баллов. Также в «Каме» предстоит разобраться с производственными объемами, что напрямую влияет на цену и сотрудничество с поставщиками. Розничная стоимость Атома предполагается в пределах 2,5 - 4 миллионов рублей, что является достаточно широким диапазоном, согласно информации от генерального директора «Камы» Игоря Поваразднюка. При этом, по мнению источников в компании, достичь цены в 2,5 миллиона рублей будет сложно, даже с учетом компенсаций. Важно отметить, что «Кама» планирует обходиться без традиционной дилерской сети и осуществлять продажи исключительно через онлайн-платформы либо показы в специализированных выставочных залах. Подобную стратегию, между прочим, применяет и Tesla. В отношении сервисных центров уже заключены контракты с несколькими крупными организациями федерального уровня, однако конкретные компании остаются неозвученными. Обслуживание такси будет осуществляться по специальной программе, в рамках которой сотрудники СТО будут проходить обучение. Что касается сертификации, то ее процесс начался еще в прошлом году, однако пока не сообщается, какие именно образцы принимают участие. Сертификация допускает только образцы промышленного производства, даже с элементами сборки без применения финальной обработки. ОТТС будет связан с производственной базой на «Москвиче». Не исключено, что для сертификации направлены автомобили из партии 2025 года. В целом, будем надеяться на успех российского электрического стартапа, хотя производственные перспективы автомобиля Atom остаются под вопросом. Если и с производством других моделей имеются сложности, то трудности «Камы» могут оказаться значительными.